Как развивался коучинг в России и в мире?

К коучингу в России много вопросов. Он никак не регламентирован, он представлен огромным количеством специалистов, которые подставляют слово “коуч” к совершенно разной активности, зачастую не имеющей ничего общего с коучингом.

При этом, в последние годы стали появляться аккредитованные международными федерациями школы, хорошие специалисты, работающие по международным стандартам. И коучинг постепенно становится понятнее и шире в использовании.

Давайте попробуем посмотреть на историю коучинга и разобраться с ним повнимательнее. В хороших руках этот инструмент может быть полезен большому количеству людей в разных жизненных ситуациях. Поговорим об именах, которые чаще всего связывают с коучингом.

Этимология слова
В середине 16 века слово коуч обозначало большую повозку. Это слово произошло от французского coche и венгерского слова kocsi, которое обозначало повозку. Потому что эти повозки изготавливали в городе Kocs в Венгрии. И первоначальное значение использовалось в контексте транспортировки - коуч помогал доехать из одного города в другой. Прямо как из точки А в точку Б :)

В сегодняшнем значении слово начали использовать в середине 19 века в контексте учителя как сленг. Потому что тьютор помогал пройти через экзамены.
Кто стоял у истоков
Сократ
Сократа можно назвать прародителем коучинга. Именно он постоянно задавал своим ученикам множество вопросов, а они сами находили ответы на них и в итоге осознавали, что все ответы есть внутри. Сократический метод задавания вопросов лег в основу современного коучинга.
Тимоти Голви
Тимоти Голви - профессор Гарварда и тренер по теннису.
Во время тренировок он отметил, что часто спортсмены не могут победить не из-за противника, а из-за личных причин. Его основной его тезис - противник не на корте, а в голове. Главное справиться с внутренним волнением.

Также Тимоти заметил, что если человек слишком доверяет наставнику, он перестает самостоятельно развиваться. Как он считал, задача тренера: не становиться экспертом для ученика, а направлять его, позволить раскрыть собственный потенциал, убрать сопротивление.
В 1974 году Голви выпустил книгу “The inner game of tennis”, в которой раскрывал эти идеи.

Голви начал применять эти принципы в разных сферах и консультировал
  • в области управления бизнесом
  • Саморазвития и самоподдержки
  • Отношений и любви
  • ЗОЖ и спорта
  • И так далее

Он также выпустил еще 6 книг в похожей тематике с таким же названием, но под разные нужды и открыл консалтинговую компанию с одноименным названием, где одним из его учеников стал Джон Уитмор.
Джон Уитмор
Не планировал становиться коучем, а был известным британским гонщиком. После завершения карьеры уехал в США изучать психологию, где познакомился с Тимоти Голви. Он также работал в бизнесе, но после знакомства с Голви полностью сконцентрировался на коучинге. Его вклад в развитие метода заключался в том, что он разработал один из фреймворков, который применяется в работе.
GROW goal - reality - options - way forward
Томас Леонард
Работал в корпоративных финансах, но постепенно клиенты стали приходить к нему с более глубокими запросами относительно целей/предназначения. Так он постепенно внедрял в свою работу коучинговые техники.

Его основное убеждение заключалось в том, что с человеком все так, в нем скрыт большой потенциал, которому нужно помочь раскрыться. Он верил, что сократический метод задавания вопросов может помочь людям двигаться вперед, работать над собой и становиться лучшей версией себя.

Он объединил бизнес-, психологические, философские, спортивные и духовные концепции для создания процесса развития людей и в личной, и в профессиональной сфере. В 1992г. основал Университет коучей, в 1995 г. основал Международную Федерацию Коучинга (International Coach Federation), представительства которой есть более, чем в 140 странах.
Мерилин Аткинсон
Доктор психологии и основатель Международного Эриксоновского Университета. Интересовалась работой доктора Милтона Эриксона, психиатра и гипнотерапевта. Принимала активное участие в развитии гештальтпсихологии. В 1995 стала обучать коучингу по авторской модели, которая использует техники НЛП, структуру построения вопросов, основанную на принципах функционирования человеческой психики и направленного на поиск решения и на будущее.
С именами этих людей чаще всего связывают коучинг в мировом сообществе.

Суть коучинга

Несмотря на то, что коучингом, особенно в России, что только не называют, международная коучинговая федерация предлагает вполне конкретное определение этому методу.
«Коучинг» — партнерство с Клиентами, стимулирующее мыслительные и творческие процессы, вдохновляющие клиентов на максимальное раскрытие личного и профессионального потенциала.
Коучинг - это не волшебная таблетка, не мгновенные результаты, не мотивирующие выступления и речи, не разовый разговор, но этот метод помогает раскрыть потенциал и достичь желаемых целей.
Что в мире с коучингом сейчас
В мире не одна коучинговая федерация, хотя принципы их очень похожи. Наиболее распространенная - ICF International coaching Federation - международная федерация коучинга. Также есть EMCC European mentoring and coaching council - европейская коучинговая федерация.

Все федерации объединяет то, что у них есть четкий понятный путь развития, описанные компетенции, фреймворки, по которым коуч может работать, система оценки квалификации, различные инструменты для повышения профессионализма.
Коучинг в России
В России коучинг появился в конце 90х, когда не было понимания, что это такое, и за первые 5-10 лет он плотно занял свое место где-то между шарлатанами экстрасенсами и мотивирующими спикерами. В начале 2000х коучами называли практически всех подряд. Негативное отношение подогревалось всякими разными сомнительными мероприятиями, например, приехал Тони Роббинс - назвали его коучем, хотя то, что он делал во время своего визита не является коучингом. В России тех лет любая иностранная приставка к любой профессии как будто добавляла пафоса человеку, поэтому и зарубежное слово коуч приставляли к любому человеку, который хотел “помогать”.

Сегодня в России стало больше аккредитованных международными федерациями школ, больше хороших специалистов, которые работают по стандартам, предоставляя коучинга хорошего качества. Тем не менее, флер, которым коучинг успел обрасти за годы становления, все еще присутствует. Отсутствует четкое понимание, где и кому коучинг как метод может быть полезен, низкая информированность о продукте.
Но есть вера и надежда, что со временем лояльность, осведомленность и востребованность инструментом возрастет.